База данных Российской полиграфии - Print Base
Вся полиграфия - Print BaseКаталог полиграфического оборудования и расходных материаловПолиграфические услугиКаталог компаний полиграфической индустрииНовости полиграфической индустрииСтатьи для полиграфистов, дизайнеров и просто любознательныхГлоссарий полиграфических терминовДоска объявленийРабота. Зарплата. Резюме. Вакансии
Главная страница / Статьи / Печатная техника и технологии

Поиск в статьях

Допечатные процессы
Печатная техника и технологии
Печать на упаковке
Полиграфические материалы
Сделай сам
Обмен опытом

RB2 Network

RB2 Network

Глубокая печать: вчера, сегодня, завтра

«Компания «Аквалон»»

Сегодняшний день способа глубокой печати

Сегодня это то завтра, о котором позаботились вчера. На сегодняшний день неоправданно забыт издателями полиграфической литературы один из основных способов печати - способ глубокой печати, который в 70-80 годы широко применялся в полиграфии.

Лет пятнадцать назад существенную долю полиграфической продукции на самых больших полиграфических комбинатах СССР, на комбинатах «Правда» (г. Москва) и «Периодика» (г. Чехов, Московской области) печатали способом глубокой печати. В одной Москве цеха глубокой печати работали в типографиях № 3 Воениздата, № 2 «Советская энциклопедия».

Итак, начнем с азов и вспомним, что такое способ глубокой печати.

По определению способ глубокой печати это технология печатания, при которой передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. Пробельные элементы все находятся на одном уровне, все связаны между собой и образуют неразрывную сетчатую поверхность.

Как следует из определения, различная тональность изображения на оттиске обеспечивается разной толщиной слоя краски, так как печатающие элементы углублены, причем, в традиционном способе глубокой печати, в темных участках изображения глубина печатающих элементов наибольшая, а в светлых – наименьшая.

Очень характерно для этого способа печати это и то, что в процессе печатания форма глубокой печати полностью закатывается краской и краска заполняет все печатающие элементы и покрывает также все пробельные.

При плоском (офсетном) и высоком способах печати краска наносится только на печатающие элементы одинаковым по толщине слоем. При глубоком способе печати краска наносится как на печатающие, так и на пробельные элементы формы. Следовательно, перед получением оттиска необходимо удалить краску с поверхности пробельных элементов печатной формы глубокой печати. В печатных машинах эту операцию проводят с использованием тонкого ножа из упругой стальной ленты - ракеля, счищающего краску с пробельных элементов.

В подавляющем большинстве случаев печатание в промышленных масштабах способом глубокой печати выполняется на ротационных машинах, а печатные формы глубокой печати изготовляются, как правило, непосредственно на формных цилиндрах.

По определению печатающие элементы на печатной форме для способа глубокой печати это ячейки разного объема, которые заполняются жидкой краской с малой вязкостью, а с пробельных участков краска снимается ракелем перед печатанием. Если печатающие элементы это углубления в виде штрихов различной формы и величины, которые расположенные нерегулярно (безрастровая форма способа глубокой печати), то они заполняются краской высокой вязкостью, а краска с пробельных элементов перед печатанием снимается тампоном, так как пробельные элементы не создают на печатной форме непрерывную сетку, которая служила бы опорой для ракеля.

Самая сильная сторона способа глубокой печати это создание полутонов изображения на оттиске за счет различной толщиной красочного слоя. Различную толщину красочного слоя на оттиске получают за счет особенностей печатной формы. Ячейки (печатающие элементы) печатной формы, которые переносят краску на запечатываемый материал, имеют различный объем в зависимости от создаваемого на оттиске тона. Чем насыщеннее тон (цвет) тем больше объем ячейки. По этому признаку различают четыре вида печатных форм способа глубокой печати: когда ячейки образуют регулярную структуру, одинаковые по форме и площади, но различаются только по глубине (традиционная глубокая растровая печать); когда ячейки образуют регулярную структуру, одинаковые по форме и глубине и отличаются по площади (глубокая автотипия); когда ячейки образуют регулярную структуру, одинаковые по форме и отличаются по площади и глубине (гравирование печатной формы алмазным резцом в виде пирамиды, например, на гелиоклишографах); когда печатающие элементы это штрихи, имеющие различные формы и глубину и, как правило, распределены нерегулярно (ручные способы изготовления печатной формы). Только при использовании печатных форм четвертого вида в процессе печатания применяют вязкие краски. Для всех остальных форм используемая краска имеет малую вязкость, чтобы максимально заполнить мелкие ячейки печатных элементов.

Перечисленные особенности резко выделяют способ глубокой печати от других способов, используемые в полиграфии.

Далее рассмотрим более подробно основные технологии способа глубокой печати, в которых используются все перечисленные виды печатных форм.
 
Прошлое формирует настоящее и структурирует будущее 

Способ глубокой печати появился в середине XV века и ведет свой путь развития от ручных способов гравирования украшений, орнаментов и надписей на доспехах и оружии. До сих пор еще сохранились (не как промышленные) способы ручного изготовления гравированием или травлением авторских печатных форм для способа глубокой печати с печатанием оттисков на ручных станках.

Изготовление печатной формы с углубленными печатающими элементами может быть достигнуто механическим (гравирование резцами и иными инструментами) или химическим (травление кислотой) путем. К группе способов с механическим получением печатающих элементов относятся гравюра резцом, пунктирная манера, сухая игла и меццо-тинто. В группу способов с химическим получением печатающих элементов входят офорт, мягкий лак, акватинта, лавис, резерваж и гелиогравюра.

В начале рассмотрим группу способов изготовления печатной формы с химическим углублением печатающих элементов.

Офорт - способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину в несколько приемов травят: медную - раствором хлорного железа, цинковую - азотной кислотой, получая углубленные печатающие элементы. После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем подвергают пластину второму травлению, выкрывают лаком участки следующей градации тона и т. д.- до самых темных мест изображения. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины и при том более простыми средствами, чем в резцовой гравюре. В конце лак удаляют. Офорт называют и оттиск, полученный на бумаге с авторской печатной формы, изготовленной по данной выше технологии.

Мягкий лак (срывной лак) - манера офорта, состоящая в том, что рисунок выполняется карандашом на бумаге с крупнозернистой поверхностью, положенной поверх мягкого грунта («срывного» лака), покрывающего металлическую пластинку. Под нажимом карандаша грунт прилипает к обратной стороне бумаги, обнажая металл в большей или меньшей степени, в зависимости от силы нажима. Обнаженные места в дальнейшем подвергаются травлению и на металле образуются штрихи разной глубины, ширины и формы. На оттиске с такой авторской печатной формы получаются штрихи, весьма схожие со штрихами карандаша по шероховатой бумаге.

Акватинта - вид гравюры, полученной травлением кислотой металлической пластины в промежутках между частицами прилипшей к ней асфальтовой или канифольной пыли. Рисунок, выполненный на кальке, переносят на пластину, как правило, накалыванием и затем слегка травят, потом припудривают порошком смолы и подогревают. При этом на пластине образуется мелкое, так называемое, акватинтное зерно. Далее пластину травят в нескольких этапов с выкрыванием от светлых тонов к тёмным. Создаёт эффект, близкий к тональному рисунку. В отличие от офорта оттиск акватинты дает не штриховое, а полутоновое изображение, аналогичное полутоновому рисунку кистью. Этот способ часто применяется в сочетании с офортом, которым воспроизводятся контурные линии и мелкие штриховые детали изображения.

Лавис - манера офорта, состоящая в нанесении на обезжиренную металлическую пластину канифольной пыли и расплавлении её как при способе акватинта. После этого на подготовленной таким образом пластине рисуют изображение, используя кисть из стекловолокна или обычную волосяную и травящий раствор из кислоты, клея и гуаши. В зависимости от художественного замысла при создании изображения на пластине мазки проводят по несколько раз, смывая водой после каждого мазка клей, краску и продукты травления. Получается авторская печатная форма способа глубокой печати.

Резерваж - манера офорта. Художник рисует изображение непосредственно на гладкой поверхности металла специальными чернилами или гуашью. Затем поверх рисунка наносит грунт. После промывания пластины водой обнажаются все элементы, подлежащие травлению. Существуют две разновидности манеры в зависимости от применяемых для рисования инструментов - «резерваж-кисть» и «резерваж-перо».

Гелиогравюра - фотомеханический способ (прототип современной глубокой растровой печати) изготовления форм глубокой печати путем копирования диапозитивов на специальную светочувствительную пигментную бумагу (бумага с нанесенным на нее желатиновым слоем, сенсибилизируемым в растворе двухромовокислых солей щелочных металлов; используется, например, при изготовлении печатных форм для способа глубокой печати.), перенесения пигментной копии на предварительно припудренную асфальтовым порошком медную пластину и травления рельефного изображения хлорным железом. Пластину с асфальтовым порошком нагревают до неполного расплава и растекания порошка по поверхности. Отдельные частицы порошка образуют пятнисто-сетчатое покрывало поверхности пластины

После экспонирования и проявления незадубленный желатиновый слой вымывается и нанесенный на поверхность пластины с асфальтовым порошком образует желатиновый рельеф, толщина отдельных частей которого зависит от количества света, воздействующего на слой в процессе копирования, то есть пропорционально соответствует оптическим плотностям диапозитивной полутоновой фотоформы. Желатиновый рельеф при травлении становится регулятором скорости диффузии травящего раствора и тем самым определяет глубину печатающих элементов. При печати гелиогравюры используют жидкие краски и ракелем снимают краску с пробельных элементов, которые созданы благодаря использованию асфальтового порошка в процессе изготовления печатной формы.

Свое название этот способ получил потому, что первоначально для копирования изображения использовался солнечный свет. 

Далее рассмотрим группу способов изготовления печатной формы с механическим углублением печатающих элементов.

Гравюра резцом (резцовая гравюра, классическая гравюра, гравюра на меди и на стали) - самый старинный вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специальных инструментов – резцов (штихелей). Материалом для изготовления формы служат медные или стальные пластины толщиной от 2,5 до 4 мм с закругленными краями. На гладко полированную поверхность пластины наносят смоляной грунт (базовой, грунтовой слой из смолы), на который переводят подлежащий воспроизведению рисунок, после чего процарапывают иглой, чтобы она слегка только касалась поверхности металла. По нанесенным контурам изображения гравируют штихелем. Чем глубже вошел резец, тем толще оказывается и красочная линия потом на оттиске.

Пунктирная манера - разновидность офорта. Заключается в создании изображения, состоящего из сложной системы точек. Гравируют офортной иглой по грунту тонкие линии изображения. Затем грунт смывают и, ориентируясь по легко намеченным линиям, выбивают на металле углубления в форме точек при помощи стальных заостренных стержней, брусочков - пуансонов (штифтов) и граверного молоточка или остроконечного же молотка. Тональное разнообразие достигается в результате группировки точек различной величины и глубины, которые гравируются на поверхности металла.

Способ «сухая игла» - манера офорта, состоящая в гравировании изображения острыми стальными иглами различной толщины на металле. Аналогичен резцовой гравюре, но металл, поднимаемый иглами при прорезывании углубленных штрихов, образует заусеницы, благодаря которым штрихи на оттиске имеют бархатистый оттенок.

Меццо-тинто (черная манера) - один из ручных способов изготовления форм глубокой печати, при котором специальным инструментом (гранильником, качалкой) представляющим собой металлическую пластину с закругленным концом, покрытым острыми мелкими зубцами, вручную придают шероховатость поверхности металлической пластины. На подготовленную пластину переводят рисунок и выглаживают специальными инструментами светлые места изображения. Тональность изображения в этом случае зависит от степени выглаживания тех или иных участков доски.

Металлография - способ безракельной глубокой печати, при котором печатная форма изготавливается гравированием, травлением или выжиганием лазером, т.е. лазерным гравирование на плоской металлической пластине (плите). Печать при металлографии производится красками повышенной вязкости. Способ металлографии используется, как правило, при изготовлении печатных форм для печатания почтовых марок, ценных бумаг и денежных знаков. Повышенная вязкость печатных красок при этом способе печатания позволяет создать рельефные непрерывные изображения тонких штрихов и букв микротекстов.

Перечисленные выше способы могут быть использованы для изготовления печатных форм при воспроизведении на оттиске одноцветных и многоцветных изображений. В наибольшей степени для воспроизведения многоцветных изображений применяется офорт.
 
Настоящее зарождается в прошлом и его ростки определяют будущее

Современные промышленные способы глубокой печати отличаются от перечисленных ручных методов, однако, многие элементы последних лежат в основе способов глубокой печати.

Традиционный технологический процесс изготовления печатных форм для способа глубокой печати основан на сочетании фотохимических, электрохимических и механических процессов. Он состоит из следующих основных операций: а) подготовка формного материала; б) изготовление диапозитивов отдельных элементов фотоформы и их монтаж; в) копирование - перенос монтажа на формный материала г) травление формы и подготовка ее к печатанию.

Применение ракеля при печатании возможно лишь в том случае, как отметили уже раньше, если только углубленные печатающие элементы представляют собой мельчайшие ячейки, отделенные друг от друга тонкими перегородками, на которые будет опираться кромка ракеля. Такие перегородки, разбивающие изображение на растровые печатающие элементы-ячейки, образуются с помощью растра в процессе изготовления печатной формы. Растр для глубокой печати по структуре, назначению и способу применения принципиально отличается от растра, используемого в высокой и офсетной (плоской) печати. Линиатура растров глубокой печати составляет 80, 100, 120 линий/см., т. е. на каждом квадратном сантиметре формы глубокой печати образуется от 6400 до 14400 ячеек. Форма ячеек может быть самой разной, в зависимости от используемого растра, как показано на рисунке.

Печатные формы для способа глубокой печати изготовляется непосредственно на формном цилиндре печатной машины. Каждая секция печатной машины снабжена 1-3 запасными формными цилиндрами, что позволяет готовить печатные формы заблаговременно.

Фотоформой, с которой изображение будет перенесено на цилиндр, в глубокой печати, как правило, служит монтаж полутоновых диапозитивов. Монтаж фотоформ проводят на монтажном столе с использованием монтажной измерительной сетки и линейки со штифтами для системы штифтовой приводки.

В связи с тем, что корректура готовой печатной формы способа глубокой печати чрезвычайно затруднена, все элементы издания должны быть тщательно отработаны, проверены и откорректированы до их копирования на формный цилиндр, т. е. в монтаже диапозитивов.

В отличие от других способов печати в способе глубокой печати копирование монтажа диапозитивов производят не непосредственно на формный материал, а на очувствленную пигментную бумагу с последующим переносом желатинового слоя пигментной бумаги на медную рубашку формного цилиндра. Желатиновый слой изображения пигментной бумаги создает рельефное изображение на поверхности формного цилиндра и, именно, этот рельеф регулирует глубину травления печатающих элементов. Самая большая глубина печатающих элементов достигает до 80 микрон, а минимальная 6 микрон. Таков диапазон изменения толщины красочного слоя, создающий на оттиске полутона. Этот способ изготовления печатной формы известен как пигментный способ изготовления печатных форм.

В последнее время находит широкое применение беспигментный способ переноса изображение путем прямого лазерного гравирования изображение оригинала непосредственно на формном цилиндре. Разработан также способ глубокой печати, в котором сочетаются особенности как глубокой, так и автотипной печати. Этот способ известен как способ «глубокая автотипия» и является способом глубокой печати с печатной формы, на которой печатающие элементы имеют не только разную глубину, как при классическом способе глубокой печати, но и разные площадь и форму.

В настоящее время для изготовления печатной продукции с использованием способа глубокой печати применяются исключительно ротационные многосекционные рулонные печатные машины высокой производительности.

Высокая производительность является несомненным достоинством способа глубокой печати. Рекордно высокие скорости печати достижимы благодаря неразрывности рабочей поверхности печатной формы (нет швов и пазов) и использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно быстрое их закрепление. За последние 10-15 лет скорость ротационных рулонных машин глубокой печати увеличилась вдвое и перешла рубеж 100 000 оборотов/час. Эти печатные машины имеют более простое (по сравнению со способами высокой и офсетной печати) регулирование толщины слоя краски, наносимого на запечатываемую поверхность. Глубокая печать обеспечивает наиболее точное воспроизведение цветовых и градационных параметров изображений. Это достоинство способа глубокой печати позволяет воспроизводить однокрасочные и многокрасочные оригиналы буквально с "фотографической" точностью.

Способы печати с использованием глубокой классической растровой печати и глубокой автотипии используют при печатании одноцветных и многоцветных широко иллюстрированных многотиражных журналов, газет и рекламной продукции, различного рода упаковок и этикеток. Эти способы экономически выгодны, если тиражи превышают 70 000 экземпляров. Например, в России раньше печатали способом глубокой печати такие журналы как "Советский Союз", "Крестьянка", "Работница", "Советское фото". Из современных российских изданий способом глубокой печати сегодня печатается, видимо, только газета "Семь дней". В то же время многие популярные зарубежные журналы печатаются именно глубокой печатью.

Следует отметить, что способ глубокой печати получил широкое распространение и в сфере выпуска неиздательской продукции. Это печатание на упаковочных (в том числе и синтетических) материалах, изготовление этикеток, оформление обоев, так называемая "декоративная печать" - имитация на бумаге рисунка ценных пород древесины, камня, ткани, печатание ценных бумаг, получение изображений на бумаге для последующего воспроизведения их на ткани, в частности, способом термопереноса.

Специализированные машины глубокой печати, позволяют печатать многокрасочную продукцию на бумаге различной массы, на фольге, полиэтиленовых пленках и пакетах и даже на металле.
 
У каждой пташки свои замашки

Характерные признаки способа глубокой печати проявляют себя на оттиске и делают способ узнаваемым при внимательном ознакомлении с оттиском.

Оттиски, изготовленные способом глубокой печати, характеризуются большой яркостью цветов, насыщенностью цветового тона и вместе с тем мягкостью тоновых переходов изображения. С помощью особых печатных красок можно получать оттиски с матовой бархатной структурой, что значительно повышает изобразительные возможности.

Хотя все участки текста, штрихов и тонов изображений на печатной форме способа традиционной глубокой растровой печати, изготовленной пигментным способом (растровая технология), расчленены на растровые элементы, имеющие одинаковые размеры и в большинстве случаев квадратную форму, на оттиске растровые элементы различимы (с помощью лупы 10х) только в светах и полутонах изображений. В глубоких тенях из-за утолщенного слоя краски, перешедшей с печатной формы на запечатываемый материал, они соединяются между собой в сплошные линии и пятна. По этой же причине они незаметны на штрихах текста и изображений, однако, края штрихов получаются пилообразными.

При способе глубокой автотипии - способ глубокой печати с печатной формы, на которой печатающие элементы имеют не только разную глубину, но и разные площадь и форму, оттиски напоминают оттиски высокой или плоской офсетной печати, однако текст и штрихи изображений расчленены одинаковыми по площади растровыми элементами. На "тоновых" оттисках, отпечатанных с гравированных электромеханическим способом печатных форм, заметны различные по величине и насыщенности растровые элементы.

Как правило, только оттиски, полученные на листовых печатных машинах, имеют примерно такую же форму и размеры растровых элементов, как и на печатной форме. На оттисках, отпечатанных на рулонных печатных машинах, геометрическая форма растровых элементов несколько искажена, особенно в полутонах, где образуется как бы "негативная" (по отношению к печатной форме) сетка. В этом случае промежутки между растровыми элементами покрыты слоем краски насыщенного цвета.

Многоцветные полутоновые изобразительные оригиналы обычно воспроизводятся способом глубокой печати в три или четыре краски. При этом достигается больший цветовой охват печатных красок на оттиске, чем в других способах печати, из-за различия в толщинах красочного слоя при воспроизведении полутонов. Кроме того, на многокрасочных оттисках глубокой печати отсутствует муар, так как растровая структура размывается из-за слияния на оттиске отдельных элементов.

Оттиски глубокой печати, как правило, пахнут летучими растворителями на базе бензольных соединений, например, толуолом, так как бензольные соединения используются в качестве быстроиспаряющихся растворителей при изготовлении печатных красок для способа глубокой печати. Оттиски глубокой печати иногда пахнут спиртом, если в качестве печатной краски использована флексографская краска на водно-спиртовой основе.

Очень тонкие линии изображения и штрихи текста получаются на оттиске глубокой печати неровными и пилообразными. В изданиях, которые печатаются способами глубокой печати, текст должен иметь более крупный кегль, поскольку из-за растровой структуры тонкие штрихи и мелкие знаки получаются на оттиске трудно воспринимаемыми.
 
Завтрашний день сам позаботится о себе

Из всего сказанного, да и сама практика подтверждает, что в арсенале современной (прежде всего издательской) полиграфии способ глубокой печати занимает небольшую долю рынка печатной продукции. И этому можно дать единственное толкование, что существуют и серьезные причины, сдерживающие широкое распространение способа глубокой печати. В первую очередь, это его высокая капиталоемкость, приводящая к концентрации больших производственных мощностей, что во многих случаях затрудняет их использование на достаточно эффективном уровне, а также еще довольно значительные затраты ручного труда на заключительной (контрольно-корректурной) стадии изготовления формных цилиндров. Ввиду значительной сложности и длительности изготовления формных цилиндров и печатных форм, применяемых в глубокой печати, то использование этого способа выгодно только при печатании больших тиражей - примерно от 70-250 тыс. оттисков.

Это одна сторона. Но есть и очень сильные стороны, которые делают способ глубокой печати перспективным способом с большими возможностями в будущем. Эти стороны и формируют оптимизм и уверенность, что есть порох в пороховнице, и необходима руководящая идея, которая бы раскрыла потенциальные возможности способа глубокой печати.

Самое главное в способе глубокой печати это то, что нет ничего искусственного при создании полутонов и насыщенности цвета на оттиске, как это наблюдается в других способах печати. Все как в природных объектах – насыщенность тона и цвета формируется непрерывным (плавным) изменением количества пигмента (красящего вещества) краски.
 
В простоте и вся гениальность и сила

Простота конструкции красочных аппаратов печатных машин способа глубокой печати и отсутствие системы красочных цилиндров и валиков для раската и нанесения краски на печатную форму. Гениально просто - передаточный валик купается в красочном ящике, заполненном жидкой (маловязкой) краской, и обильным слоем накатывает краску на печатную форму;

Поверхностный слой сменных формных цилиндров, одновременно является и печатной формой. В некоторых типах печатных машин глубокой печати сменными являются целиком печатные аппараты, устанавливаемые в машину после полной подготовки к печати. Характерно также и наличие в каждой печатной секции ракеля, который, опираясь на тончайшую сеть растровых линий пробельных элементов, снимает краску с поверхности печатной формы. Краска всегда точно дозируется, оставаясь только в углубленных ячейках. Нет таких технологических проблем как равномерность раската и наката краски, пыление краски, баланс «по серому», растискивание в процессе печати (как в высокой и офсетной печати), баланс «краска – вода», тенение, эмульгирование и омыление краски в процессе печати (как в офсетной печати).

Все эти технологические процессы (исключение только растискивание) сняты в флексографском способе печати, где красочный аппарат это печатный аппарат способа глубокой печати. И это не все. Флексаграфия впитала в себе все сильные стороны высокой и офсетной печати, обойдя их слабые стороны. Назовем некоторые из них – печать почти на любом материале из-за эластичности печатной формы, нейтральность краски, отсутствия увлажнения и технологических проблем, связанных с ними, анилоксный красочный аппарат не создает проблемы с равномерности раската и наката краски на печатную форму и баланса «по серому».

Но самое главное качество - непрерывное изменение толщины красочного слоя на печатной форме, по моему мнению, осталось за бортом интеграции сильных сторон различных способов печати в способе флексографии.

Давайте не будем боятся, что выскажем глупость, утешим себя, что осознанная глупость это уже начало мудрости, пофантазируем и зададим себе вопрос? Можно ли объединить печатную форму флексографской и глубокой печати. Наверно, можно. Что мешает экспонировать полутоновый диапозитив через негативный растр глубокой печати (прозрачные ячейки и непрозрачные разделительные линии) на формный материал (фотополимер) для флексографии. В зависимости от величины оптической плотности полутонового диапозитива глубина ячеек после экспонирования и вымывания будут разными, т.е. чем больше оптической плотности, тем глубже ячейки. Флексографские краски и сейчас используют в глубокой печати. А печатный аппарат флексографии прост по конструкции и гениален функционально. Одна проблема: как снять краску с поверхности пробельных элементов (сетки)? А, может и нет необходимости, снимать, если заранее покрыть пробельные элементы красочным офсетным (масленым) лаком? Тогда и краска на водной или водно спиртовой основе, выливаясь из ячейки анилоксного вала в ячейки (печатающие элементы) формы не будет оседать на пробельные элементы (зажиренные поверхности). Мысленно объединили глубокую печать с флексографией. Хотя от сырой идеи до технологии путь долог и тернист, но даже самая длинная дорога начинается с первого шага и руководящей идеи.
 
Каждый петух поет на свой манер

Поговорим и о способе офсетной печати. На сегодняшний день офсетный способ печати является самым распространенным и технологически развитым способом. Вот уже несколько десятилетий офсетным способом печатается больше половины издательской и рекламной продукции. Логично было бы рассмотреть пересечение глубокой с офсетным способом печати - их сильные стороны, области, где они их реализуют, причины, которые способствовали бурное развитие одного способа и потеря позиции другого.

И чтобы логика была более полной и более понятной, то начнем «с печки», с самого истока. Сразу после изобретения литографии, начались поиски в двух направлениях:

  1. Изобретение способов как изготовления печатной формы не на камне, а на другом материале;
  2. Cнижение величины давления печати. 

С изобретением офсетного способа печати эти проблемы были решены. Это легкие и дешевые печатные формы на алюминиевых пластинах и офсетное полотно как промежуточный материал, который принимает на себя давление печати, создавая щадящий режим для печатной формы (увеличивая, таким образом, ее тиражестойкость) и позволяя увеличивать ширину печати. Гибкая печатная форма позволила перейти к ротационному принципу построения печатных машин, что привело к резкому увеличению скорости печатания. Современные рулонные ротационные офсетные печатные машины работают со скоростью до 100 000 оборотов/час офсетного цилиндра с длиной окружности более метра и запечатываемой полосы уже на сегодняшний день до 2-х метров. Создание печатных машин, работающих по принципу «резина к резине» открыли новые горизонты резкого увеличения производительности при двухсторонней печати (печать «лицо/оборот» за один прогон в одном печатном аппарате) и упрощения конструкции машин. Вот на этих китах и держится процветание офсетной печати. Кажется, что все, чем была сильна глубокая печать, перешло к офсетной печати. Но не будем спешить с глобальными выводами. Достижения скоростей печати, которые были прерогативы глубокой печати, стали возможными только благодаря устранению каналов (пазов) крепления в офсетном и формном цилиндрах за счет применения бесшовных печатных форм и офсетных резинотканевых полотен в виде рукавов. Речь идет о новой бесшовной технологии офсетной печати или по западной терминологии «Sleeve-технология». Эта технология сделала возможными не только увеличения скорости печати, но и печати без разрыва изображения на оттиске. Хотя до изобретения Sleeve-технологии были созданы печатные машины, у которых движение бумажного полотна в процессе печатания может быть непрерывным, прерывистым или с остановкой в зависимости от вида печатной продукции (бесконечные формуляры, обои, этикеточная продукция). При переменном движении полотна в процессе печати незапечатываемая полоса, возникающая из-за каналов на формном и офсетном цилиндрах уменьшается почти до нуля. Сильная сторона глубокой печати – непрерывная печать уже не является ее монополией. Технологически развитая офсетная печать и бурно развивающаяся флексографская печать вторглись и на эту територию. И на сегодняшний день мы имеем то, что мы имеем. Глубокая печать в России в полном упадке. Это настоящее. Однако, есть потенциал оптимизма будущего.
 
Придет, придет время глубокой печати 

Созданы все предпосылки: современные системы камерного ракеля, превосходные краски малой вязкостью с нетоксичными растворителями, лакировальные секции с использованием анилоксных валиков и систем камерного ракеля, тонкие фотополимерные формные пластины для высокой и флесографской печати и термопластины для офсетной печати, а также и лазерные экспонирующие устройства для изготовления из них печатных форм. И что самое важное это то, что глубокую печать можно рассматривать как способ печати вне всякой конкуренции при передаче тоновых градаций на оттиске. Это и есть суть способа глубокой печати – создание тоновых градаций на оттиске за счет разной толщины непрерывного красочного слоя. Все остальное это дело материалов, техники и технологии.

Все понимают, что будущее предвидеть нельзя, но его можно прогнозировать и пытаться его структурировать посредством планирования направления развития.
 
Ростки почти незаметные и многообещающие

Практически все способы печати, которые были рассмотрены основаны на том, что в процессе экспонирования меняются свойства поверхности формного цилиндра и отдельные его участки приобретают способность удерживать пассивную (т.е. не меняющую свое состояние) краску. При способе элкография все наоборот - под действием экспонирующей головки изменяет свое состояние сама краска. В основе этого явления лежит эффект электрокоагуляции, суть которого заключается в превращении жидкой краски в гель под действием электрического импульса. Для любителей классификации можно привести еще одно название данной технологии - Computer-to-Ink (Компьютер - Краска).

Элкография была изобретена канадским химиком Андре Кастенье и более 20 лет разрабатывалась сотрудниками основанной им фирмы Elcorsy.

Сущность этого способа печати следующий: на формный цилиндр наносится очень тонкий слой масла - оно помогает переносить изображение на бумагу. Затем на цилиндр из расположенных в линии сопел подается равномерный слой краски. Печатающая головка представляет собой длинную линейку микроскопических электродов, расположенных по всей ширине бумажного полотна. Когда на какой-либо электрод подается отрицательный электрический импульс, то между ним и положительно заряженным формным цилиндром, который служит анодом, возникает электромагнитное поле. В слое краски под воздействием этого поля начинается реакция электрокоагуляции, и в результате возникает плотный красочный комочек, размер которого пропорционален длительности электрического импульса. Теперь стоит задача удалить жидкую непрореагировавшую краску и оставить на формном цилиндре только образовавшиеся красочные комочки. Для этого специальный резиновый нож соскребает с поверхности формного цилиндра жидкую краску, оставляя прилипшие к ней красочные комочки. На завершающем этапе поверхность формного цилиндра очищается от остатков не перенесенной на бумагу краски и масла с помощью мыла, щеток и струй воды, подаваемых под высоким давлением. Теперь цилиндр готов к новому циклу.

Суть в том, что в данном случае при способе элкографии используется технология непрерывного изменения цвета. Как и при глубокой печати, красочные точки в элкографии объемны, и их размер меняется пропорционально длительности электрического импульса, т.е. от тона на оригинале. 

Вернемся к реальности способа глубокой печати

Сложность формного процесса глубокой печати, особенно для красочной продукции, высокая производительность печатных машин, сложность и дороговизна вентиляционного и рекуперационного хозяйства обусловливают на сегодняшний день целесообразность использования глубокой печати только на очень крупных предприятиях для печатания крупнотиражных изданий.

Как бы это нам не нравилось, но пока существующая технология требует большие капиталовложения и затраты, способ глубокой печати будет редким вымирающим динозавром. Только революционная идея может резко изменить картинку. И это идея должна приводит к дешевой печатной форме и ее оперативному изготовлению. А далее все к ней и приложится. И наверно, эта идея в виде маленького незаметного ростка уже существует в рассмотренных нами технологиях способа глубокой печати.

Ощущать себя в истории крайне важно. Особую роль играет в этом, ощущение единого потока зарождения и развития идей. А ощущать себя участником этого действа, значить осознавать свою ответственность перед настоящем. Я в этом уверен.

Стефан Стефанов


Вернуться к списку статей


Коментарии пользователей


Ваши коментарии

Автор:* E-Mail:
Коментарий:*

 
| Блиц опросы |
 
 
Copyright 2000 New Line Graphics, ЗАО
E-Mail: info@nlg.ru
Rambler's Top100
Широкоформатная печать плакатов - цены