База данных Российской полиграфии - Print Base
Вся полиграфия - Print BaseКаталог полиграфического оборудования и расходных материаловПолиграфические услугиКаталог компаний полиграфической индустрииНовости полиграфической индустрииСтатьи для полиграфистов, дизайнеров и просто любознательныхГлоссарий полиграфических терминовДоска объявленийРабота. Зарплата. Резюме. Вакансии
Главная страница / Статьи / Печать на упаковке

Поиск в статьях

Допечатные процессы
Печатная техника и технологии
Печать на упаковке
Полиграфические материалы
Сделай сам
Обмен опытом

RB2 Network

RB2 Network

"Cто одежек" для экономики

«Финансовая Россия»

Без евротары России на мировом рынке делать нечего

Советских людей всегда больше волновало содержимое, чем форма. Может быть поэтому официально тарной и упаковочной промышленности в СССР не существовало. Нет, конечно, зеки на зоне делали десятки миллионов деревянных ящиков, на фабриках существовали цеха по упаковке продукции, а стекольная промышленность худо-бедно поставляла бутылки для напитков. Но вся эта, с позволения сказать, индустрия была как бы придатком других отраслей, без своего ведомства и единых ГОСТов. Чтобы постичь глубину отсталости советской упаковочной промышленности, достаточно одного факта: в 1990 году в СССР было произведено 10 килограммов тарной продукции на душу населения, в Германии - 150, в США и Японии - до 250 килограммов.

По данным Союза производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции ("Союзупак"), эта отрасль делит по объемам в экономике США 2-е и 3-е места вместе с АПК, уступая только военно-промышленному комплексу. Тарная промышленность, как ни странно это звучит, оставила позади даже таких гигантов, как автомобилестроение и общее машиностроение. Ежегодный объем мирового рынка тарно-упаковочной промышленности составляет около 500 млрд долларов. И, по разным оценкам, от 1 до 3 млрд приходится уже на Россию. Но российские власти по-прежнему не замечают слона, принимая его за соринку.

С глаз долой - из сердца вон

В разработанном Минэкономразвития России проекте федеральной целевой программы "Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на 2002-2006 годы" не предусматриваются позиции по производству сырья и материалов для отрасли, производящей упаковку. Как-то сиротливо без нее выглядят планы по развитию лесобумажной, химической и стекольной промышленности. Ведь, скажем, до 70 процентов полиграфических мощностей занято производством упаковки и этикеток. Сопоставимые объемы химии и стекла также идут в этот сектор производства.

Казалось бы, при чем здесь государство, когда производство тары и упаковки - дело бизнесменов, работающих в этом секторе экономики? Но дело в том, что у предприятий, которые выпускают сегодня тару и упаковку, нет даже своего классификатора. Когда они приходят в государственные органы, происходит примерно следующий диалог:

  • Вы кто такие?
  • Мы упаковщики.
  • Какие еще упаковщики? Нет такого понятия.

Предприятия придумывают, как бы себя назвать, и останавливают выбор, например, на химиках. Но у химиков свои проблемы, они мало связаны с тарно-упаковочной промышленностью.

Одна из главных проблем российских производителей тары и упаковки заключается в дисбалансе между возможностями производства упаковки и ее сырьевой и машиностроительной базой. Степень износа оборудования в упаковочном производстве оценивается как очень высокая. Более половины оборудования эксплуатируется от 10 до 30 лет, еще четверть - свыше 30 лет. В этой ситуации предпринимателям как воздух необходимы льготные условия для приобретения новых производственных линий. И что же? Упаковочное оборудование невозможно получить по лизингу, потому что данного оборудования нет в официальных списках лизинговых компаний.

Так что пока тарно-упаковочную промышленность не признают на правительственном уровне самостоятельной отраслью и не создадут структуру, занимающуюся ее проблемами, из загона ей не выбраться.

Без законов как без воздуха

Любая отрасль промышленности зависит от законов и нормативных актов, которые в ней установлены. Увы, упаковка и здесь находится на обочине экономического пространства: большинство нормативных документов устарело и требует переработки.

По мнению "Союзупака", на практике такая ситуация означает невозможность экспорта многих российских товаров за рубеж. Скажем, коробочки конфет для транспортировки упаковываются в большие картонные коробки, которые в свою очередь укладываются в поддоны. Так вот, требования российских ГОСТов к этим поддонам не соответствуют европейским, а значит, первичный продукт - конфеты не могут экспортироваться.

За последнее десятилетие страны - участницы ВТО приняли обширную законодательную базу, касающуюся требований к упаковке. Минэкономразвития ведет переговоры с ВТО более чем по 11 тыс. товарных позиций. И почти все они имеют свою упаковку. К сожалению, большая часть российской упаковки не вписывается в нормы стран - участниц ВТО. Таким образом, без принятия радикальных мер в сфере законодательства и реконструкции упаковочной отрасли значение вступления России в ВТО многократно снижается.

Ни денег, ни кадров

Процесс выработки новых нормативных актов требует больших затрат. И здесь "лоббисты" отрасли сталкиваются с серьезной проблемой. "Беззаконное" существование тарно-упаковочных предприятий на протяжении многих лет привело к тому, что большинство предприятий отрасли не спешит афишировать истинные масштабы своих проблем и выделять средства на какие-либо союзы и ассоциации. Как считают в "Союзупаке", результатом этого стала ситуация, когда институты, отвечающие за разработку новых ГОСТов, не в состоянии осуществлять свои задачи в полной мере по причине недофинансирования.

Еще одной проблемой при выработке нормативных актов является элементарное отсутствие грамотных специалистов в отрасли. В СССР не было учебных центров по подготовке профессиональных кадров. Ситуация начала выправляться только несколько лет назад, когда в некоторых вузах была введена специальность "Технолог и дизайнер упаковочного производства". Но так как традиций у этой профессии нет, то и уровень преподавания вызывает серьезные сомнения.

Бутылки вместо телевизоров

Тем не менее тарно-упаковочная отрасль в России живет и развивается. Это доказала и проходившая летом в Сокольниках выставка "Росупак-2001". Посетивший ее основатель Всемирной организации упаковщиков д-р Энрике Школьник, осмотрев экспозицию, заметил, что Россия за очень короткий срок (6-7 лет) сделала в этой сфере то, на что другим странам потребовались десятилетия.

По оценке "Союзупака", емкость российского рынка упаковочной продукции заполнена только на 30 процентов. Потребители упаковки сегодня решают свои проблемы путем закупки продукции у иностранных компаний: 70-80 процентов, включая машины и оборудование, ввозится из-за рубежа. Не так быстро, как того бы хотелось, но идет и процесс перевооружения собственной промышленности. Так, например, на одном из российских заводов, производивших ранее телевизоры третьего поколения, с успехом освоили выпуск стеклянных бутылок. Звучит, конечно, кощунственно, но лучше все-таки выпускать бутылки, чем безнадежно отсталые и никому не нужные телевизоры.

Крупнейшие поставщики различной продукции на российский рынок, такие как Procter & Gamble и Coca-Cola, как ни странно, не строят в России собственных упаковочных производств, но активно инвестируют в создание предприятий тарно-упаковочной индустрии. Они понимают, что когда-нибудь им будет выгоднее получать упаковку для своей продукции на местном рынке, чем везти ее из других стран.

Упаковщиков заметили

О ситуации в тарно-упаковочной промышленности корреспондент "ФР" побеседовал с президентом Союза производителей и потребителей тарной и упаковочной продукции ("Союзупак") Игорем Смиренным.

Игорь Николаевич, известно, что во всем мире существует серьезная проблема утилизации упаковок и всевозможной тары. В то же время развиваются технологии по их переработке для дальнейшего использования. Существуют ли данные о том, как в этом плане обстоят дела в России

Ежегодно на территории страны образуется 160 млн кубометров твердых бытовых отходов (ТБО), из которых более 50 процентов составляет использованная упаковка: бумага, пластмассы, в меньшей степени металлы и древесина. Только 3 процента ТБО перерабатывается промышленными методами, остальное вывозится на полигоны или сжигается, что приводит к нарушению экологического баланса в стране. В то же время до 40-50 процентов (а в отдельных случаях и до 100 процентов) упаковочных отходов представляют собой ценное сырье (бумагу, картон, металлы, пластмассы, древесину и др.), которое после сортировки и последующей глубокой переработки может быть снова вовлечено в хозяйственный оборот в виде товаров народного потребления, строительных материалов, тароупаковочных материалов и пр. Увы, положительная зарубежная практика, в частности экономические механизмы международной системы экологической ответственности производителей применительно к упаковке и упаковочным материалам, сегодня в России практически не используется.

Позволяют ли действующие таможенные пошлины развиваться тарно-упаковочной промышленности?

К сожалению, совсем наоборот. Чтобы ввезти в Россию уже готовую упаковку, надо заплатить 5 процентов, а чтобы привезти сырье для ее изготовления - 15 процентов. Из-за этого, например, производители различной продукции до сих пор заказывают этикетки главным образом за рубежом.

Удалось ли "Союзупаку" хоть как-то привлечь внимание властей к отрасли?

Надежда на исправление ситуации появилась лишь совсем недавно. В Торгово-промышленной палате РФ был создан комитет по предпринимательству в сфере упаковки. Одна из его основных задач - создание нормативно-правовой базы упаковочной отрасли. Новая структура ТПП сделала первые шаги по налаживанию совместной работы с комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию и экологии, а также с рядом заинтересованных ведомств и организаций.

На хорошую упаковку ГОСТы найдутся

Дабы разобраться в ситуации с принятием новых ГОСТов, корреспондент "ФР" обратился за комментарием во ВНИИ стандартизации, информатизации и сертификации сырья материалов веществ. Специалист, отвечавший на вопросы, пожелал остаться неназванным. Мы выполняем его просьбу.

В ассоциации "Союзупак" высказывается мнение о том, что одним из главных тормозов в развитии тарно-упаковочной отрасли являются устаревшие ГОСТы. Как бы вы могли прокомментировать эту ситуацию?

У нас есть четыре технических комитета, которые разрабатывают ГОСТы. Действует 149 стандартов на тарно-упаковочную продукцию. В Госстандарте сейчас проходит утверждение Программа по стандартизации тары и упаковки до 2005 года. Она разрабатывалась одновременно в трех ведомствах. Существует группа по таре и упаковке, которая работает по этому вопросу для вступления России в ВТО. Учитываются и пожелания ассоциации "Союзупак". Конечно, хотелось бы ускорить процессы стандартизации всех видов тары и упаковки, но для этого не хватает финансирования.

Значит ли это, что отсталость нормативной базы еще долгие годы будет сдерживать развитие тарно-упаковочной отрасли?

Те стандарты, в которых заинтересована промышленность, появляются моментально. Находятся и деньги, и все остальное. Например, алюминиевые банки. О них проявил особую заботу дмитровский завод "Ростар" - дочерняя компания "Русского алюминия". И сразу же появился стандарт, соответствующий мировому уровню. То есть там, где есть непосредственная заинтересованность предприятий, документы рождаются быстро. Там же, где идет одна болтовня, а денег не дают, - ситуация застойная. Так что это несерьезно. Хороший товар и упаковывают в хорошую упаковку, а то, что не востребовано, на то и упаковки жалко.


Вернуться к списку статей


Коментарии пользователей


Ваши коментарии

Автор:* E-Mail:
Коментарий:*

 
| Блиц опросы |
 
 
Copyright 2000 New Line Graphics, ЗАО
E-Mail: info@nlg.ru
Rambler's Top100
обратите внимание, что потолки из гипсокартона с нишей под занавески, выглядят оригинально!